З А К О Н  У К Р А Ї Н И 
Про стандартизацію (выписки)
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2408-14

Этот Закон устанавливает правовые и организационные основы стандартизации в Украине и направлен на обеспечение единой технической политики в этой сфере.

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1 . Основные термины и их определения
    
В этом Законе термины употребляются в таком значении:

      стандартизация  - деятельность, заключающаяся в установлении положений для всеобщего и многократного применения относительно имеющихся или возможных заданий с целью достижения оптимальной степени упорядочения в определенной сфере, результатом которой является повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранению барьеров в торговле и содействию научно - техническому сотрудничеству;

     региональная стандартизация - стандартизация, которая проводится на соответствующем региональном уровне и участие в которой открыто для соответствующих органов стран определенного географического или экономического пространства;

     национальная стандартизация - стандартизация, которая проводится на уровне одной страны;

     орган по стандартизации - орган, занимающийся стандартизацией, признанный на национальном, региональном или международном уровне, основными функциями которого являются разработка, одобрение или утверждение стандартов;

     нормативный документ - документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов. Этот термин охватывает такие понятия как "стандарт", "кодекс установившейся практики" и " технические условия" ;

     консенсус - общее согласие, которое характеризуется отсутствием серьезных возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и достигаемое в результате процедуры, направленной на учет мнения всех сторон и сближение расходящихся точек зрения;

     стандарт - документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный уполномоченным органом, который устанавливает предназначенные для общего и многократного использования правила, руководства или характеристики, касающиеся деятельности или ее результатов, включая продукцию, процессы или услуги, соблюдение которых необязательно. Стандарт может содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке и этикетированию, которые применяются к определенной продукции , процесса или услуги;

     национальные стандарты - государственные стандарты Украины, принятые центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере стандартизации и доступны для широкого круга пользователей;

     кодекс установившейся практики (свод правил) - документ, содержит практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажу, техническому обслуживанию, эксплуатации оборудования, конструкций или изделий. Кодекс установившейся практики может быть стандартом, частью стандарта или отдельным документом;

     технические условия - документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать продукция, процессы или услуги. Технические условия могут быть стандартом, частью стандарта или отдельным документом.

 

Статья 2. Сфера действия Закона

Этот Закон регулирует отношения, связанные с деятельностью в сфере стандартизации и применением ее результатов, и распространяется на субъекты ведения хозяйства независимо от формы собственности и видов деятельности, органы государственной власти, а также на соответствующие общественные организации.

Действие этого Закона не распространяется на ядерные материалы, фармацевтическую продукцию, стандарты медицинского обслуживания, бухгалтерского учета, образования, а также другие социальные стандарты, сфера действия которых устанавливается соответствующими законами.

 

Статья 3. Законодательство Украины в сфере стандартизации

Законодательство Украины в сфере стандартизации состоит из этого Закона и других правовых нормативно актов, которые регулируют отношения в этой сфере.

 

Статья 4. Объекты стандартизации

Объектами стандартизации является продукция, процессы и услуги, в частности материалы, составляющие части, оборудование, системы, их совместимость, правила, процедуры, функции, методы или деятельность, персонал и органы, а также требования к терминологии, обозначения, фасования, упаковки, маркировки, этикетировки.

 

Статья 5. Цель и основные принципы государственной политики в сфере стандартизации

Целью стандартизации в Украине является обеспечение рационального использования природных ресурсов,  соответствия объектов стандартизации их функциональному назначению, информирования потребителей о качестве продукции, процессов и услуг,  поддержка развития международной конкурентоспособности продукции и торговли товарами и услугами.

Государственная политика в сфере стандартизации базируется на таких принципах:

-  обеспечение участия физических и юридических лиц в разработке стандартов  и свободного выбора ими видов стандартов при производстве или снабжении продукции, если другое не предусмотрено законодательством;

- открытости и прозрачности процедур разработки и принятия стандартов с учетом интересов всех заинтересованных сторон, повышения конкурентоспособности продукции отечественных производителей;

- доступности стандартов и информации относительно них для пользователей;

- соответствия стандартов законодательству;

- адаптации к современным достижениям науки и техники с учетом состояния национальной экономики;

- приоритетности прямого внедрения в Украине международных и региональных стандартов;

- соблюдение международных и европейских правил и процедур стандартизации; (это о HOTREC)

- участия в международной (региональной) стандартизации;

принятие и применение органами стандартизации на территории Украины Кодекса добросовестной практики по  разработк, принятие и применение стандартов в соответствии с Соглашением МОТ о технических барьерах в торговле, что является дополнением к Маракешскому соглашению об основании Мировой организации торговли 1994 года.

 

Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

Статья 6. Субъекты стандартизации

 Субъектами стандартизации являются:

- центральный орган исполнительной власти по вопросам стандартизации;

- совет стандартизации и технической регуляции;

- технические комитеты стандартизации;

- другие субъекты, которые занимаются стандартизацией.

 

 

Статья 10. Другие субъекты, которые занимаются стандартизацией.

     Центральные органы исполнительной власти и организации (см. определение  тремина организации) имеют право в соответствующих сферах деятельности и в пределах полномочий с учетом своих хозяйственных и профессиональных интересов организовывать и выполнять работы по стандартизации, в частности:

     - разрабатывать, одобрять, принимать, просматривать, изменять стандарты соответствующего уровня и прекращать их действие, устанавливать правила их разработки, обозначения и применения;

     - представлять Украину в соответствующих специализированных международных и региональных организациях стандартизации, выполнять обязательства, предусмотренные положениями об этих организации;

     - создавать и вести реестры нормативно - правовых актов и нормативных документов для обеспечения своей деятельности и информационного обмена;

     - издавать и распространять свои стандарты, документы специализированных соответствующих международных и региональных организаций стандартизации, членами которых они являются или с которыми сотрудничают на основании положений об этих организациях или соответствующих договоров, а также делегировать эти полномочия другим организациям.

     Центральные органы исполнительной власти и организации должны информировать центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в области стандартизации, о работах по стандартизации по своим направлениям для выполнения Кодекса добросовестной практики по разработке, принятию и применению стандартов в соответствии с Соглашением ВТО о технических барьерах в торговле, который является приложением к Маракешским соглашениям об учреждении ВТО 1994 года.
 

 

Раздел III. СТАНДАРТЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

 

Статья 11. Нормативные документы по стандартизации и применение стандартов

       В зависимости от уровня органа, который принимает или одобряет нормативные документы по стандартизации, они подразделяются на:

    -  национальные стандарты,  правила сложившейся практики и классификаторы, принятые или одобренные центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере
стандартизации, а также изданные им каталоги и реестры общегосударственного применения;

     -  стандарты, технические условия и правила установившейся практики, принятые или одобренные другими органами и организациями, занимающихся вопросами стандартизации, а также изданные ими каталоги . 

   
Стандарты применяются непосредственно или путем ссылки на них в других документах.
   
Стандарты применяются на добровольной основе, за исключением случаев , когда применение этих стандартов требуют технические регламенты.

      
Стандарты должны быть изложены таким образом,  чтобы их невозможно было использовать с целью введения в заблуждение потребителей продукции, к которой относится стандарт, предоставлять преимущество производителю продукции или продукции в зависимости от места ее изготовления.

     
Порядок разработки, пересмотра, внесения изменений, принятия и опубликования стандартов устанавливается Законом Украины "Про стандарти, технічні регламенти та процедури оцінки відповідності "


Раздел IV

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА СТАНДАРТЫ,

КОДЕКСЫ УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

 

Статья 15. Право собственности на стандарты

Право собственности на стандарты, технические условия и кодексы установившейся практики, принятые или одобренные другими органами и организациями, которые занимаются стандартизацией, принадлежит организациям, учреждениям, за средства которых они созданы или которым оно передано в установленном законом порядке.

Стандарт может разрабатываться на продукцию и процесс, которые являются объектами стандартизации и одновременно объектами интеллектуальной или промышленной собственности, если разработчик стандарта получил разрешение от владельца прав на продукцию или процесс в установленном законом порядке.

Запрещается полностью или частично воспроизводить, тиражировать и распространять как официальные издания какие-нибудь стандарты, кодексы установившейся практики, классификаторы или их части без разрешения их владельца или уполномоченного им лица, кроме случаев, предусмотренных этим Законом.

В случае воссоздания или распространения стандарта, правила установившейся практики без разрешения их владельца или уполномоченного им лица орган или организация, которая приняла стандарт, не несет ответственности за несоответствие текста распространяемого документа его официальному тексту или за последствия, вызванные применением распространенного документа.

Владелец объекта права собственности имеет право на возмещение убытков, нанесенных ему неразрешенным распространением стандарта, правил установившейся практики, классификатора и каталога, в соответствии с законом.

 

Статья 16. Издание и распространение стандартов

Национальные стандарты, правила установившейся практики, классификаторы и каталоги обнародуются, издаются и распространяются центральным органом исполнительной власти по вопросам стандартизации.

Издание и распространение документов соответствующих международных и региональных организаций, членом которых является Украина, осуществляются центральным органом исполнительной власти по вопросам стандартизации, другими органами и организациями по вопросам стандартизации в соответствии с положениями о них.

Для предоставления информации заинтересованным сторонам центральный орган исполнительной власти по вопросам стандартизации функционирует как Национальный информационный центр международной информационной сети (ISONET) и ведет каталог национальных стандартов.

Органы и организации, которые разрабатывают и принимают стандарты, способные создавать барьеры для торговли, предоставляют копии проектов и принятых стандартов центральному органу исполнительной власти по вопросам стандартизации, который предоставляет эту информацию заинтересованным сторонам через Национальный информационный центр международной информационной сети (ISONET).

Информационные услуги предоставляются путем опубликовывания официальных текстов стандартов, информационных и справочных изданий, а также их распространения информационными сетями в порядке инициативы и на заказ.

 

Раздел VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ИЗ СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

Статья 18. Источники финансирования

 Работы из стандартизации финансируются заказчиками этих работ.

Источниками финансирования являются:

- средства Государственного бюджета Украины;

- средства, предусмотренные на выполнение программ и проектов;

- средства субъектов ведения хозяйства;

- кредиты банков;

- другие средства, предусмотренные законом.

Расходы предприятий, связанные с разработкой стандартов, относятся к расходам на научно-техническое обеспечение их хозяйственной деятельности.

Расходы на работы по стандартизации бюджетных учреждений и организаций возмещаются за счет средств, предусмотренных на их содержание.

 

17 мая 2001 года

N 2408-III