Закон Украины «Об информации»  

http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2657-12

информация - любые сведения и / или данные, которые могут быть сохранены на материальных носителях или отражены в электронном виде;

Статья 4. Субъекты и объект информационных отношений
      1. Субъектами информационных отношений являются:
                физические лица;
                юридические лица;
                объединения граждан;
                субъекты властных полномочий.
      2. Объектом информационных отношений является информация.

Статья 5. Право на информацию
      1. Каждый имеет право на информацию, предусматривающее возможность
свободного получения, использования, распространения, хранения и защиты информации, необходимой для реализации своих прав, свобод и  законных интересов.
      Реализация права на информацию не должна нарушать
  общественные, политические, экономические, социальные, духовные, экологические и другие права, свободы и законные интересы других граждан, права и  интересы юридических лиц.

Статья 7. Охрана права на информацию
      1. Право на информацию охраняется законом. Государство гарантирует
  всем субъектам информационных отношений равные права и возможности  доступа к информации.
     2. Никто не может ограничивать право лица в выборе форм и
источников получения информации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
      Субъект информационных отношений может требовать устранения
любых нарушений его права на информацию.

Статья 14. Информация о товаре (работе, услуге)
     1. Информация о товаре (работе, услуге) - сведения и / или
данные, которые раскрывают количественные, качественные и другие характеристики товара (работы, услуги).
     2. Информация о влиянии товара (работы, услуги) на жизнь и
здоровье человека не может быть отнесена к информации с ограниченным доступом.
      3. Правовой режим информации о товаре (работе, услуге)
определяется законами Украины "О защите прав потребителей", рекламе" и другими законами и международными договорами Украины.

Статья 18. Статистическая информация
      1. Статистическая информация - документированная информация, дающая
количественную характеристику массовых явлений и процессов, происходящие в экономической, социальной, культурной и других сферах жизни общества.
      2. Официальная государственная статистическая информация подлежит
систематическому обнародованию.

Статья 19. социологическая информация
   1. Социологическая информация - любые документированные сведения
об отношении к отдельным лицам, событий, явлений, процессов, фактов и т.д..

Статья 21. Информация с ограниченным доступом
     1. Информацией с ограниченным доступом является конфиденциальная, тайная и служебная информация.
 
2. Конфиденциальной является информация о физическом лице, а также
информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов властных полномочий. Конфиденциальная информация может распространяться по желанию (согласию) соответствующего лица в определенном
ею порядке согласно предусмотренных ею условий, а также в других
случаях, определенных законом.
    
Отношения, связанные с правовым режимом конфиденциальной
информации, регулируются законом.
    
3. Порядок отнесения информации к секретной или служебной, а
также порядок доступа к ней регулируются законами.
    
4. К информации с ограниченным доступом не могут быть отнесены следующие сведения:

              1) о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта;
              3) о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;
              4) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
              5) о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц;

 

Статья 23. Информационная продукция и информационная услуга
      1. Информационная продукция - материализованный результат информационной деятельности, предназначенный для удовлетворения потребностей субъектов информационных отношений.

Информационной услугой является деятельность по предоставлению информационной продукции потребителям с целью удовлетворения их потребностей.

      2. Информационная продукция и информационные услуги являются объектами гражданско-правовых отношений, регулируемых гражданским законодательством Украины.

 

Статья 24. Запрет цензуры и запрет вмешательства в профессиональную деятельность журналистов и средств массовой информации
    
1. Запрещается цензура - любое требование, направленное,
в частности, к журналисту, средства массовой информации, его учредителя (Соучредителя), издателя, руководителя, распространителя, согласовывать информацию до ее распространения или наложение запрета или препятствование в любой другой форме тиражированию или распространению информации.
    
Этот запрет не распространяется на случаи, когда предварительное
согласование информации осуществляется на основании закона, а также в случае наложения судом запрета на распространение информации.
  2. Запрещаются вмешательство в профессиональную деятельность журналистов, контроль за содержанием распространяемой информации, в частности с целью распространения или нераспространения определенной информации, замалчивания общественно необходимой информации, наложения запрета на освещение отдельных тем, показ отдельных лиц или распространения информации о них, запрета критиковать субъекты властных полномочий, кроме случаев, установленных законом, договором между учредителем (собственником) и трудовым коллективом, редакционным
уставом.
    
3. Умышленное препятствование законной профессиональной деятельности
журналистов и / или преследование журналиста за выполнение профессиональных обязанностей, за критику влечет ответственность согласно законам Украины.

Статья 25. Гарантии деятельности средств массовой информации
и журналистов
    
1. При выполнении профессиональных обязанностей журналист
право осуществлять письменные, аудио-и видеозаписи с применением необходимых технических средств, за исключением случаев, предусмотренных законом.

  2. Журналист имеет право беспрепятственно посещать помещения субъектов властных полномочий, открытые мероприятия, которые ими проводимых и быть лично принятым в разумные сроки их должностными и служебными лицами, кроме случаев, определенных законодательством.

   3. Журналист имеет право не раскрывать источник информации или информацию, которая позволяет установить источники информации, кроме случаев, когда его обязаны к этому решению суда на основе закона.

  4. После предъявления документа, удостоверяющего его профессиональную принадлежность, работник средства массовой информации вправе собирать информацию в районах стихийных бедствий, катастроф, в местах аварий, массовых беспорядков, военных действий, кроме случаев, предусмотренных законом.

   5. Журналист имеет право распространять подготовленные им материалы (Фонограммы, видеозаписи, письменные тексты и т.д.) за своей подписью (Авторством) или под условным именем (псевдонимом).

    6. Журналист средства массовой информации имеет право отказаться от авторства (подписи) на материал, если его содержание после редакционной правки (редактирования) противоречит его убеждениям.

    7. Права и обязанности журналиста, работника средства массовой информации, определенные настоящим Законом, распространяются на зарубежных журналистов, работников зарубежных средств массовой информации, которые работают в Украине.

Статья 28. Недопустимость злоупотребления правом на информацию
  1. Информация не может быть использована для призывов к
свержения конституционного строя, нарушению территориальной целостности Украины, пропаганды войны, насилия, жестокости, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, совершения террористических актов, посягательства на права и свободы человека.

Статья 29. Распространение общественно необходимой информации
     1. Информация с ограниченным доступом может быть распространена, если она является общественно необходимым, то есть предметом общественного интереса, и право общественности знать эту информацию преобладает потенциальный вред от ее распространения.
  2. Предметом общественного интереса считается информация, свидетельствует об угрозе государственному суверенитету, территориальной целостности Украины, обеспечивает реализацию конституционных прав, свобод и обязанностей; свидетельствует о возможности нарушения прав человека, введение общественности в заблуждение, вредные экологические и другие негативные последствия деятельности (бездеятельности) физических или юридических лиц и т.п..

Статья 30. Освобождение от ответственности
     1. Никто не может быть привлечен к ответственности за высказывание оценочных суждений.
     2. Оценочными суждениями, за исключением клеветы, являются высказывания, которые не содержат фактических данных, критика, оценка действий, а также высказывания, которые не могут быть истолкованы как содержащие фактические данные, в частности, учитывая характер использования языково-стилистических средств (употребление гипербол, аллегорий, сатиры). Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости.
    Если лицо считает, что оценочные суждения или мнения унижают ее достоинство, честь или деловую репутацию, а также другие личные неимущественные права, он вправе воспользоваться предоставленным ей законодательством правом на ответ, а также на собственное толкование дела в том же средстве массовой информации в целях обоснование несостоятельности распространенных суждений, предоставив им другую оценку. Если субъективное мнение высказано в грубой, унизительной или неприличной форме, унижающей достоинство, честь или деловую репутацию, на лицо, таким образом и таким образом выразила мнение или оценку, может быть возложена обязанность возместить причиненный моральный ущерб.
    3. Субъекты информационных отношений освобождаются от ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом, если суд установит, что эта информация является общественно необходимым.
    4. Дополнительные основания освобождения от ответственности средств массовой информации и журналистов устанавливаются законами Украины "О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине" (2782-12), "О телевидении и радиовещании" (3759-12), "О информационных агентствах "(74/95-ВР) и другими.


 
Закон Украины «О печатных СМИ (прессе) в Украине»  
Статья 2.
Свобода слова и свободное выражение в печатной форме своих взглядов и убеждений гарантируется Конституцией Украины и в соответствии с настоящим Законом означают право каждого гражданина свободно и независимо искать, получать, фиксировать, хранить, использовать и распространять любую открытую по режиму доступа информацию с помощью печатных средств массовой информации.
Статья 6.
Вмешательство в деятельность печатных средств массовой информации вне пределов, определенных настоящим Законом, запрещается.
Статья 42.
Редакция, журналист не несут ответственности за публикацию сведений,  если они содержатся в ответе на информационный запрос.
 
Закон Украины «О защите прав потребителей»
Статья  26.

Объединения потребителей имеют право…
-изучать потребительские свойства продукции, спрос на нее,
-проводить опрос населения для выявления общественного мнения о качестве выпускаемых и реализуемых товаров и ценах на них,….
-производить экспертизу и испытание товаров (работ, услуг).
 
Закон Украины «О гражданских объединениях»
Статья 6

Объединение граждан создаются и действуют на основе добровольности, равноправия их членов (участников), самоуправление, законности и гласности. Они свободные в выборе направлений своей деятельности.
Ограничение деятельности объединений граждан может устанавливаться только Конституцией  и законами Украины.
Статья 8.
Вмешательство государственных органов и служебных лиц в деятельность объединений граждан, …не допускается, кроме случаев, предусмотренных Законом.
 
Закон Украины «О туризме»
Статья 1.

туристический продукт - предварительно разработанный комплекс туристических услуг, который соединяет не менее чем две такие услуги, что реализуется или предлагается для реализации по определенной цене, в состав которого входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и тому подобное);
характерные туристические услуги и товары - услуги и товары, предназначенные для удовлетворения потребностей потребителей, предоставление и производство которых существенно сократится без их реализации туристам.
Статья 28.
Объединение субъектов туристической деятельности и неприбыльные организации в отрасли туризма.
Неприбыльные организации в отрасли туризма могут направлять свою деятельность на:
- формирование и распространение информации о туристических ресурсах Украины;
- разработку собственных стандартов туристического, гостиничного, экскурсионного и другого обслуживания, одобрения кодексов установившейся практики и правил профессиональной этики;
- внедрение собственных систем контроля качества осуществления туристической деятельности;
- предложение для общего использования юридическими лицами и гражданами-предпринимателями, которые предоставляют туристические услуги, знаков для товаров и услуг;
 - реализацию и защиту общих прав и интересов участников туристической деятельности;
Общественные организации туристической направленности могут в соответствии с законом представлять интересы граждан — потребителей туристических услуг.
Статья 30.
Ответственность за нарушение законодательства в отрасли туризма
Нарушение законодательства в отрасли туризма тянет за собой ответственность согласно с законом.
Нарушениями законодательства в отрасли туризма являются:
- непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление туристу информации, что не отвечает действительности;
- нарушения требований стандартов, норм и правил в отрасли туризма;
- незаконное использование категории объекта туристической инфраструктуры;
- невыполнение распоряжений уполномоченных органов и лиц об устранении нарушений лицензионных условий;