Об аккредитации в национальной системе аккредитации(с изменениями на 24 июля 2023 года)
https://docs.cntd.ru/document/499067411
Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"
Статья 2. Порядок и особенности аккредитации в отдельных сферах деятельности
7. Аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о туристской деятельности.(Часть дополнительно включена с 1 января 2017 года Федеральным законом от 2 марта 2016 года N 49-ФЗ)
Статья 9. Общественный совет по аккредитации
1. При национальном органе по аккредитации создается общественный совет (далее - совет по аккредитации), формируемый из независимых от органов государственной власти Российской Федерации экспертов, аккредитованных лиц, представителей общественных организаций (в том числе общественных объединений предпринимателей, общественных объединений потребителей), научных организаций, экспертных организаций и иных юридических лиц, физических лиц.
=================
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;
1_1) схема аккредитации - совокупность правил и процедур, применяемых при оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в соответствующей сфере деятельности в рамках заявленной или определенной области аккредитации.
Схема аккредитации для сферы деятельности заявителя, аккредитованного лица разрабатывается и принимается национальным органом по аккредитации;
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ)
2) выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) - документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года
5) аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом;
6) выездная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации может проводиться дистанционно с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и видео-конференц-связи (далее - удаленная оценка);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года
7) документарная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации - совокупность мероприятий, включающих в себя экспертизу представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, осуществляемые должностными лицами национального органа по аккредитации мероприятия по проверке предоставленного по результатам такой экспертизы экспертного заключения или акта экспертизы;
7_1) свидетельская оценка - наблюдение за выполнением заявителем, аккредитованным лицом работ и (или) оказанием ими услуг в соответствии с заявленной или определенной областью аккредитации, осуществляемое экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в рамках выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации
12) национальный орган по аккредитации - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
18) знак национальной системы аккредитации - символ, присваиваемый национальным органом по аккредитации и свидетельствующий об аккредитации в национальной системе аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя, его применяющих.
Статья 5. Цели и принципы аккредитации
1. Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами - торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.
2. Аккредитация осуществляется на основе следующих принципов:
1) осуществление полномочий по аккредитации национальным органом по аккредитации;
2) компетентность национального органа по аккредитации;
3) независимость национального органа по аккредитации;
4) беспристрастность;
5) добровольность;
6) открытость и доступность правил аккредитации;
7) недопустимость совмещения национальным органом по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия и обеспечению единства измерений;
8) единство правил аккредитации и обеспечение равных условий заявителям;
9) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления аккредитации и составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;
10) недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц;
11) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, недопустимость установления пределов действия аккредитации на отдельных территориях и для определенных субъектов хозяйственной деятельности.
Статья 7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации
К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, относятся:
1) утверждение критериев аккредитации и перечня документов и сведений, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1_1) утверждение перечня несоответствий заявителя критериям аккредитации, которые при осуществлении аккредитации влекут за собой отказ в аккредитации (далее - перечень несоответствий, влекущих за собой отказ в аккредитации), перечня несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действия аккредитации (далее - перечень несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации);
(Пункт дополнительно включен с 27 января 2019 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 262-ФЗ)
2) пункт утратил силу с 30 июля 2018 года - Федеральный закон от 29 июля 2018 года N 262-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
3) утверждение форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о прекращении действия аккредитации, порядка их заполнения, а также перечней прилагаемых к указанным заявлениям документов, сведений и требований к ним;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 262-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) утверждение формы заявления о выборе экспертной организации экспертом по аккредитации;
5) установление порядка аттестации экспертов по аккредитации, в том числе порядка и оснований приостановления и прекращения действия аттестации экспертов по аккредитации;
6) утверждение требований к эксперту по аккредитации;
7) утверждение требований к техническому эксперту;
8) установление изображений знака национальной системы аккредитации, в том числе в комбинации со знаками международных организаций по аккредитации, и порядка их применения;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 262-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
9) утверждение состава сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в национальный орган по аккредитации, порядка и сроков представления аккредитованными лицами таких сведений в национальный орган по аккредитации;
10) утверждение методики отбора экспертов по аккредитации для выполнения работ в области аккредитации, порядка формирования экспертной группы, в том числе случаев обязательного включения в состав экспертной группы эксперта по аккредитации и (или) технических экспертов, для которых подведомственное национальному органу по аккредитации федеральное государственное учреждение является основным местом работы или с которыми оно осуществляет взаимодействие в соответствии с частью 8 статьи 14 настоящего Федерального закона;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
11) утверждение положения об аттестационной комиссии;
12) установление порядка включения физических лиц в реестр технических экспертов;
12_1) утверждение форм и перечней сведений, содержащихся в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы, а также порядка их заполнения;
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ)
13) установление порядка рассмотрения экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, в котором в том числе устанавливаются сроки и предмет рассмотрения, основания для несогласия национального органа по аккредитации с выводами, содержащимися в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы, порядок принятия решений по результатам рассмотрения и оспаривания таких решений;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
14) установление порядка раскрытия информации о размерах платы, определенных в соответствии с методикой определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, проведение выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации;
15) представление разъяснений заинтересованным лицам по вопросам применения методики определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, проведение выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации;
16) утверждение перечня областей аттестации экспертов по аккредитации;
17) утверждение перечня областей специализации технических экспертов;
18) утверждение порядка установления факта несоответствия эксперта по аккредитации или технического эксперта требованиям к эксперту по аккредитации или требованиям к техническому эксперту по результатам оценки представленных заявителем, аккредитованным лицом документов;
19) утверждение порядка проведения оценки предложений эксперта по аккредитации о привлечении технических экспертов, необходимых для проведения экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации;
20) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 7
Статья 8. Национальный орган по аккредитации
1. К полномочиям национального органа по аккредитации относятся:
1) осуществление аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждение компетентности аккредитованных лиц;
2) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) проведение аттестации экспертов по аккредитации;
4) формирование и ведение реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций, предоставление сведений из указанных реестров;
5) организация формирования и ведения реестров сертификатов соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, реестров деклараций о соответствии, в том числе национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, и предоставления сведений из указанных реестров, а также формирование и ведение указанных реестров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с учетом права Евразийского экономического союза, и предоставление сведений из них;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 262-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6) представление Российской Федерации в международных организациях по аккредитации;
7) взаимодействие с национальными органами по аккредитации иностранных государств;
8) заключение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности;
9) мониторинг соблюдения методики определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, проведение выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также максимальных размеров платы за проведение указанных экспертиз;
10) утверждение состава комиссии по апелляциям;
11) утверждение положения об общественном совете по аккредитации и его состава;
12) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1_1. Национальным органом по аккредитации в целях принятия решений, указанных в части 8 статьи 17, части 10 статьи 24, статье 24_1 настоящего Федерального закона, могут быть сформированы технические комиссии, технические группы, действующие в соответствии с положениями о них, утверждаемыми национальным органом по аккредитации.
(Часть дополнительно включена с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 262-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Часть утратила силу с 1 июля 2021 года - Федеральный закон от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
2_1. Национальный орган по аккредитации вправе привлекать подведомственное ему федеральное государственное учреждение к научно-методическому, информационному и техническому обеспечению своей деятельности, в том числе к обработке документов, проведению необходимых экспертиз, проведению мероприятий по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица, проверке поступающих в национальный орган по аккредитации актов экспертиз и заключений, организации проведения мероприятий по профилактике нарушений аккредитованными лицами требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц.
(Часть дополнительно включена с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 262-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2_2. Подведомственное национальному органу по аккредитации федеральное государственное учреждение осуществляет (в том числе на платной основе) мероприятия, направленные на повышение компетентности кадров в национальной системе аккредитации, реализует программы проверки их квалификации и выполняет функции экспертной организации. Документы, содержащие требования системы менеджмента качества указанного учреждения, должны предусматривать положения, не допускающие возникновения конфликта интересов.
(Часть дополнительно включена с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 262-ФЗ)
3. Национальный орган по аккредитации при осуществлении возложенных на него полномочий запрашивает и получает на безвозмездной основе документы и (или) информацию, включая сведения, составляющие государственную, налоговую, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, от государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, составляющие государственную, налоговую, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, другие сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами, полученные национальным органом по аккредитации при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 262-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Финансовое обеспечение деятельности национального органа по аккредитации, в том числе оплата взносов в международные организации по аккредитации и участие в них, является расходным обязательством Российской Федерации.
5. Должностные лица национального органа по аккредитации при проведении мероприятий по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц вправе:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии программы выездной оценки или решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий посещать территорию, здания, сооружения и помещения, используемые заявителем, аккредитованным лицом для выполнения работ и (или) оказания услуг в соответствии с областью аккредитации, получать доступ к используемым заявителем, аккредитованным лицом согласно области аккредитации оборудованию, веществам и материалам, применять средства аудио-, фото- и видеофиксации и иные технические средства;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) беспрепятственно знакомиться с документами, подтверждающими соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, получать от заявителя копии указанных документов, за исключением случаев, если в процессе оказания государственной услуги, в ходе которой осуществляется оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, указанные документы были представлены заявителем, аккредитованным лицом ранее в национальный орган по аккредитации при подаче заявления на оказание соответствующей государственной услуги и в них не вносились изменения;
3) получать от работников заявителя, аккредитованного лица пояснения, касающиеся знания ими и соблюдения критериев аккредитации, правил выполнения работ по оценке соответствия, требований системы менеджмента качества заявителя, аккредитованного лица, в том числе путем проведения собеседования, в тестовой форме, форме выполнения практического задания и иных формах;
4) проводить в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми национальным органом по аккредитации, оценку навыков работников заявителя, аккредитованного лица по выполнению работ согласно области аккредитации в соответствии с системой менеджмента качества, в том числе путем оценки наличия навыков у указанных лиц при работе с оборудованием, веществами и материалами;
(Пункт дополнительно включен с 27 января 2019 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 262-ФЗ)
5) требовать от членов экспертной группы, проводящих выездную экспертизу соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, соблюдения положений программы выездной оценки;
6) осуществлять иные действия, предусмотренные программой выездной оценки, решением о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 262-ФЗ)
6. Выездные мероприятия, осуществляемые должностными лицами национального органа по аккредитации, в том числе свидетельская оценка, и необходимость осуществления таких мероприятий определяются на основании методики, утверждаемой национальным органом по аккредитации, с учетом области аккредитации заявителя, аккредитованного лица, места или мест осуществления ими деятельности в области аккредитации, состава экспертной группы, проводящей экспертизу соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, наличия выявленных ранее фактов нарушения аккредитованным лицом требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, результатов анализа сведений, представленных аккредитованным лицом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, результатов контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, а также иных факторов, влияющих на обеспечение компетентности заявителя, аккредитованного лица в определенной области аккредитации и обеспечивающих предотвращение нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.
(Часть дополнительно включена с 27 января 2019 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 262-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Комментарий к статье 8
Статья 9. Общественный совет по аккредитации
1. При национальном органе по аккредитации создается общественный совет (далее - совет по аккредитации), формируемый из независимых от органов государственной власти Российской Федерации экспертов, аккредитованных лиц, представителей общественных организаций (в том числе общественных объединений предпринимателей, общественных объединений потребителей), научных организаций, экспертных организаций и иных юридических лиц, физических лиц.
2. Совет по аккредитации является постоянно действующим совещательным органом и создается в целях содействия выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, формированию национальной системы аккредитации и координации деятельности в области аккредитации, осуществляемой общественными организациями, научными организациями и иными организациями.
3. Совет по аккредитации действует на основании положения, утвержденного национальным органом по аккредитации и устанавливающего порядок созыва и проведения заседаний совета по аккредитации, порядок принятия им решений, порядок формирования постоянных комитетов, временных комитетов и рабочих групп при совете по аккредитации.
Комментарий к статье 9
Статья 10. Комиссия по апелляциям
1. Комиссия по апелляциям создается при национальном органе по аккредитации.
2. К полномочиям комиссии по апелляциям относится рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) национального органа по аккредитации и его должностных лиц в связи с отказом в аккредитации (в том числе с отказом в части заявленной области аккредитации, в расширении области аккредитации), приостановлением или прекращением действия аккредитации, сокращением области аккредитации по обращениям заявителей, аккредитованных лиц, федеральных органов исполнительной власти.
3. Комиссия по апелляциям по результатам заседания представляет руководителю национального органа по аккредитации заключение об обоснованности принятого национальным органом по аккредитации решения. В течение десяти рабочих дней со дня представления указанного заключения руководитель национального органа по аккредитации уведомляет обратившееся с жалобой лицо о результатах рассмотрения указанного заключения. Решения национального органа по аккредитации могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Комиссия по апелляциям также осуществляет иные полномочия в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. Положением о комиссии по апелляциям устанавливаются перечень контрольных (надзорных) органов, представители которых включаются в состав комиссии по апелляциям, порядок ее формирования (в том числе требования к председателю комиссии по апелляциям) и порядок осуществления деятельности комиссии по апелляциям.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. В состав комиссии по апелляциям включаются представители контрольных (надзорных) органов, должностные лица национального органа по аккредитации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, члены совета по аккредитации, эксперты по аккредитации, представители научных организаций, общественных организаций. Члены комиссии по апелляциям обеспечивают конфиденциальность сведений, полученных в ходе рассмотрения жалоб, указанных в части 2 настоящей статьи, за исключением случаев, если такие сведения являются открытыми и общедоступными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 262-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. Состав комиссии по апелляциям утверждается приказом национального органа по аккредитации.
Комментарий к статье 10
Статья 11. Эксперты по аккредитации, технические эксперты
Статья 12. Аттестация экспертов по аккредитации, включение физических лиц в реестр технических экспертов
4. Аттестация экспертов по аккредитации осуществляется в отдельных областях аттестации национальным органом по аккредитации. Порядок аттестации экспертов по аккредитации, в том числе порядок и основания приостановления и прекращения действия аттестации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации. В состав аттестационной комиссии могут включаться представители научных организаций, общественных организаций (общественных объединений предпринимателей и общественных объединений потребителей).
Статья 27. Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью аккредитованных лиц
1. Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью аккредитованных лиц осуществляется национальным органом по аккредитации.
2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований к деятельности аккредитованных лиц и к результатам деятельности аккредитованных лиц, установленных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, документами в области стандартизации и иными документами, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, а также требований международных стандартов в сфере аккредитации и документов международных организаций по аккредитации, предусмотренных условиями соглашений и (или) договоренностей, заключаемых национальным органом по аккредитации с органами по аккредитации иностранных государств, международными организациями по аккредитации и иными действующими в сфере оценки соответствия иностранными организациями.
3. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) самообследование.
4. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
5. Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц утверждается Правительством Российской Федерации.
6. Полномочия национального органа по аккредитации по проведению профилактических мероприятий в части самообследования, а также полномочия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в части наблюдения за соблюдением обязательных требований аккредитованными лицами возлагаются на подведомственное национальному органу по аккредитации федеральное государственное учреждение.
7. Национальный орган по аккредитации привлекает к профилактическим мероприятиям и контрольным (надзорным) мероприятиям иные органы власти на основании заключенных соглашений. Порядок организации мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц и привлечения иных органов власти к таким мероприятиям определяется положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц.
8. В ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц национальный орган по аккредитации в случае необходимости может привлекать для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий специалистов, являющихся работниками подведомственного национальному органу по аккредитации федерального государственного учреждения, или специалистов, с которыми указанное учреждение осуществляет взаимодействие в соответствии с частью 8 статьи 14 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц.
9. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц не проводятся.
10. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в том числе может являться поступление от контролируемого лица в контрольный (надзорный) орган информации об устранении выявленных в рамках процедуры подтверждения компетентности несоответствий критериям аккредитации.
11. Национальный орган по аккредитации по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий вправе принять в том числе следующие решения:
1) о приостановлении действия аккредитации (в отношении всей области аккредитации или ее части), о возобновлении действия аккредитации, о сокращении области аккредитации, о прекращении действия аккредитации;
2) о приостановлении, возобновлении, прекращении результатов деятельности аккредитованного лица, признании недействительными результатов такой деятельности.
12. Национальный орган по аккредитации вправе принять решения, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, в следующих случаях:
1) неисполнение аккредитованным лицом (или лицом, чья аккредитация была прекращена) решения контрольного (надзорного) органа о приостановлении, возобновлении, прекращении результатов своей деятельности аккредитованным лицом или признании недействительными результатов своей деятельности в качестве аккредитованного лица;
2) прекращение действия аккредитации, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия установлены факты, указанные в пункте 8 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона;
3) иные случаи, которые могут быть установлены Правительством Российской Федерации в положении о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц.
13. Если период, в который информация о результатах деятельности аккредитованного лица вносилась в реестры сертификатов соответствия, и (или) реестры деклараций о соответствии, и (или) реестры протоколов испытаний (исследований) и измерений, и (или) реестры иных документов об оценке соответствия, достоверно установить невозможно, решение о приостановлении, возобновлении, прекращении результатов деятельности аккредитованного лица, признании недействительными результатов такой деятельности принимается национальным органом по аккредитации в отношении результатов такой деятельности за период со дня завершения предшествующих процедуры аккредитации, процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица или осуществления контрольного (надзорного) мероприятия (в зависимости от того, что наступило позднее), по результатам которых не было выявлено случаев, предусмотренных частью 12 настоящей статьи, до дня принятия национальным органом по аккредитации соответствующего решения о приостановлении, возобновлении, прекращении результатов деятельности аккредитованного лица, признании недействительными результатов такой деятельности.
14. Решение, предусмотренное пунктом 2 части 11 настоящей статьи, вносится национальным органом по аккредитации в федеральную государственную информационную систему в области аккредитации. Ответственность за убытки в случае, если они причинены третьим лицам вследствие принятия соответствующего решения, в том числе в случае, если после принятия соответствующего решения будет установлено, что работы выполнялись аккредитованным лицом в соответствии с предъявляемыми требованиями, возлагается на лицо, не исполнившее решения, принятого по результатам контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с пунктом 1 части 12 настоящей статьи.
15. В случае, если провести контрольное (надзорное) мероприятие оказалось невозможным в связи с отсутствием аккредитованного лица, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица аккредитованного лица, либо в связи с фактическим неосуществлением аккредитованным лицом деятельности, либо в связи с иными действиями (бездействием) аккредитованного лица, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица аккредитованного лица, повлекшими невозможность проведения указанного контрольного (надзорного) мероприятия, должностное лицо национального органа по аккредитации составляет акт о невозможности проведения и (или) завершения контрольного (надзорного) мероприятия с указанием причин невозможности его проведения и (или) завершения. По результатам рассмотрения такого акта национальный орган по аккредитации принимает решение о приостановлении проведения контрольных (надзорных) мероприятий и приостанавливает действие аккредитации аккредитованного лица во всей области аккредитации.
16. В случае, если аккредитованное лицо в течение двадцати рабочих дней с момента принятия национальным органом по аккредитации указанного в части 15 настоящей статьи решения не устранило причин, из-за которых проведение контрольного (надзорного) мероприятия и (или) его завершение оказались невозможными, национальный орган по аккредитации принимает решение о прекращении действия аккредитации аккредитованного лица.
17. При поступлении в срок, указанный в части 16 настоящей статьи, от аккредитованного лица ходатайства о возобновлении проведения контрольного (надзорного) мероприятия и об устранении причин, в результате которых проведение указанного контрольного (надзорного) мероприятия и (или) его завершение оказались невозможными, национальный орган по аккредитации не позднее двадцати рабочих дней с момента поступления такого ходатайства принимает решение о возобновлении проведения контрольного (надзорного) мероприятия. При этом исчисление срока его проведения начинается заново.
18. По результатам завершения указанного в частях 15-17 настоящей статьи контрольного (надзорного) мероприятия национальный орган по аккредитации принимает решение:
1) о возобновлении действия аккредитации, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия не было выявлено несоответствие деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц;
2) о возобновлении действия аккредитации и выдаче предписания об устранении выявленного нарушения, если такое нарушение не относится к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации;
3) о прекращении действия аккредитации, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия было выявлено нарушение, которое относится к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации, либо если повторно совершены действия (бездействие), указанные в части 15 настоящей статьи.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 176-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Комментарий к статье 27