ФЗ РФ и ГОСТ Р  О СТАНДАРТИЗАЦИИ

ФЗ РФ N 162 "О стандартизации в Российской Федерации"
(актуальная версия)

Статья 2. Основные понятия
13)
стандарт организации - документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;
14) стандартизация - деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации;

Статья 14. Виды документов по стандартизации:

К документам по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся:
1) документы национальной системы стандартизации;
2) общероссийские классификаторы;
3) стандарты организаций , в том числе технические условия;
4) своды правил;
5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

Статья 21. Стандарты организаций и технические условия.
1. Стандарт организаций разрабатываются организациями самостоятельно  исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона

2. Стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации.
4. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.

РОССТАНДАРТ РФ
"Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294, Росстандарт осуществляет ведение  единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации
https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity



ГОСТ Р 51185-2014 (утратил силу)
Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования
п.3.14 Категория средств размещения

Категория присвоенная средству размещения , в соответствии с действующим порядком классификации гостиниц и иных средств размещения" (без звезд, одна, две, три, четыре, пять звезд) [1]
или иная категория
(символы, цифры, буквы и т.п.), присвоенная средству размещения в соответствии с требованиями системы добровольной сертификации (СДС)

ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513:2003)
(утратил силу)
«Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения»
НАЦИОНАЛЬНЫЙ Стандарт РФ Дата введения 2010-07-01
п. 2.1.2 рейтинг размещения;
Система классификации: Система, позволяющая проводить оценку средства размещения туристов, его оборудования, оснащения и предоставляемых им услуг.
Примечание 2. В качестве организаторов системы оценки могут выступать:
 - международные, - национальные или региональные структуры,
- органы управления туризмом,
- профессиональные организации,
- издательства путеводителей
- или сами владельцы средств размещения»

ФЗ РФ N 412   "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"
Статья 2. п. 7 Аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии , осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о туристской деятельности.
(ФЗ 132 ст. 5)
Ч
асть дополнительно включена с 1 января 2017 года Федеральным законом от 2 марта 2016 года N 49-ФЗ))
http://docs.cntd.ru/document/499067411

ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в РФ. Термины и определения
http://docs.cntd.ru/document/1200038793/

 ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в РФ. Стандарты организаций. Общие положения
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
http://docs.cntd.ru/document/1200038434

1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций.
1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации, в том числе коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций согласно статье 17 Федерального закона "О техническом регулировании" [1]. (изм. ФЗ 162)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1, ГОСТ Р 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 техническая документация (на продукцию): Совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции.
3.2 менеджмент: По ГОСТ Р ИСО 9000 (статья 3.2.6).
3.3 организация: Юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеющее самостоятельный баланс или смету и зарегистрированное в установленном порядке.
4 Разработка и применение стандартов организации. Общие положения
4.1 Стандарты организаций, в том числе коммерческих [2], общественных [3], научных организаций [4], саморегулируемых организаций [5], объединений юридических лиц [6] (далее - организаций), разрабатываются этими организациями в случаях и на условиях, указанных в статье 17 ФЗ 182  "О техническом регулировании".
4.4 Стандарты организации могут разрабатываться на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний, в том числе на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности, а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов.
4.8 Разработку стандартов организации осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем, а также других национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, выпускаемую организацией, выполняемые ею работы или оказываемые услуги.
4.9 Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 Федерального закона "О техническом регулировании".
Организациями также самостоятельно устанавливается порядок тиражирования, распространения, хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов.
4.12 Построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций выполняются с учетом ГОСТ Р 1.5.

ГОСТ Р 1.0-2012
  "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
http://docs.cntd.ru/document/1200102193  
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
(Приказ  Россстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1146-ст взамен ГОСТ Р 1.0-2004)

1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные положения по организации и проведению в Российской Федерации работ в области стандартизации, цели и принципы стандартизации, требования к документам в области стандартизации, правила их опубликования, распространения и применения, а также задачи международного сотрудничества в области стандартизации.

3 Цели и задачи стандартизации в Российской Федерации
3.1 В Российской Федерации стандартизация осуществляется в целях:
- содействия интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
- снижения неоправданных технических барьеров в торговле;
- улучшения качества жизни населения страны;
- установления технических требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда;
- обеспечения обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации, а также безопасности при использовании атомной энергии;
- повышения конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг);
- обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды;
- содействия развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
- предупреждения действий, вводящих потребителя в заблуждение;
- создания национальной системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и соглашениям в рамках Таможенного союза в сфере технического регулирования;
- содействия экономической интеграции государств - членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств;
- содействия трансферту наилучших лабораторных практик,
- участия в работе международных и региональных организаций по стандартизации;
- расширения применения информационных технологий в сфере стандартизации.

3.2 При проведении в Российской Федерации стандартизации решают следующие задачи:
- устанавливают (с учетом новейших достижений науки и уровня развития современных технологий) требования к техническому уровню и качеству продукции (работ, услуг), сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также нормам в области проектирования и производства продукции, которые позволяют ускорить внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров, а также обеспечить взаимозаменяемость элементов сложной продукции;
- создают условия для производства и выпуска в обращение инновационной продукции, в том числе продукции наноиндустрии, обеспечения энергоэффективности, включая использование альтернативных источников энергии, а также для рационального использования ресурсов;
- осуществляют модернизацию и технологическое переоснащение промышленного производства;
- содействуют взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;
- повышают роль стандартизации в технологических процессах производства промышленной продукции;
- осуществляют добровольное подтверждение соответствия для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций и сводам правил;
- осуществляют применение методов и средств стандартизации в федеральных целевых и иных государственных программах, направленных на модернизацию экономики страны;
- осуществляют координацию разработки международных, региональных и национальных стандартов с участием российских специалистов и технических комитетов по стандартизации.

Для содействия экономической интеграции государств - членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств при проведении в Российской Федерации работ по стандартизации решают следующие задачи:
- сохранение хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений;
- реализацию скоординированной политики по обеспечению разработки, принятия и применения межгосударственных стандартов;
- установление единых требований к продукции на экспортных рынках;
- разработку единых классификаторов и каталогизацию продукции.

4 Принципы стандартизации
Национальную стандартизацию в Российской Федерации осуществляют в соответствии с принципами:
- добровольности применения заинтересованным лицом документов в области стандартизации и обязательности соблюдения указанным лицом требований, содержащихся в этих документах, в случае объявления об их использовании, а также в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств;
- применения в установленном порядке на территории Российской Федерации международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;
- максимального учета мнения заинтересованных лиц при разработке документов в области стандартизации;
- обеспечения преемственности работ по стандартизации;
- обеспечения условий для единообразного применения документов в области стандартизации;
- обоснованности разработки документов в области стандартизации;
- открытости (прозрачности) процедур разработки документов в области стандартизации;
- обеспечения доступности документов в области стандартизации и информации о них для заинтересованных лиц;
- однозначности понимания требований, включаемых в документы в области стандартизации;
- соответствия документов в области стандартизации нормативным правовым актам Российской Федерации;
- прогрессивности и оптимальности требований документов в области стандартизации;
- комплексности стандартизации взаимосвязанных объектов и аспектов, стандартизуемых на одном уровне, путем согласованности требований к этим объектам (аспектам) и увязки сроков разработки и введения стандартов в действие;
- недопустимости разработки национальных стандартов Российской Федерации на объекты и аспекты стандартизации, стандартизованные на межгосударственном уровне;
- недопустимости разработки и применения национальных стандартов Российской Федерации, которые создают излишние препятствия международной торговле;
- унификации процессов разработки, хранения стандартов, а также процессов внесения в них изменений и обеспечения доступа к документам в облати стандартизации;
- обеспечения системности и комплексности информационных ресурсов в области стандартизации с использованием информационных технологий;
- обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов в области стандартизации.
---------------------------------------

ГОСТ Р 1.0-2004  (утратил силу)

 3 Цели стандартизации
3.1 Стандартизация осуществляется в целях:
3.1.1 Повышения уровня безопасности:
- жизни и здоровья граждан;
- имущества физических и юридических лиц;
- государственного и муниципального имущества;
- в области экологии;
- жизни и здоровья животных и растений;
- объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.1.2 Обеспечения:
- конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
- научно-технического прогресса;
- рационального использования ресурсов;
- совместимости и взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов);
- информационной совместимости;
- сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;
- сравнительного анализа характеристик продукции;
- государственных заказов, внедрения инноваций;
- подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
- решений арбитражных споров;
- судебных решений;
- выполнения поставок.
3.1.3 Создания:
- систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;
- систем каталогизации продукции;
- систем обеспечения качества продукции;
- систем поиска и передачи данных;
- доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов.
3.1.4 Содействия проведению работ по унификации.

4 Принципы стандартизации
4.1 Основные принципы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающие достижение целей и задач ее развития, заключаются в:
- добровольности применения стандартов;
- достижении при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон;
- использовании международных стандартов как основы разработки национальных стандартов;
- комплексности стандартизации для взаимосвязанных объектов;
- недопустимости установления в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам;
- установлении требований в стандартах, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий с учетом имеющихся ограничений по их реализации;
- установлении требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;
- четкости и ясности изложения стандартов, с тем чтобы обеспечить однозначность понимания их требований;
- исключении дублирования разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации;
- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
- доступности представления информации по стандартам всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев.

4.2 Национальный стандарт применяют на добровольной основе.
Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности.
Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 года, сохраняется (до принятия соответствующих технических регламентов) в части:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и необходимости госконтроля (госнадзора) за их соблюдением.


ТИПОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ТУРИЗМА
КАК СФЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
http://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-natsionalnyh-standartov-po-regulirovaniyu-turizma-kak-sfery-ekonomicheskoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ  стандарты национальной системы стандартизации РФ

http://standard.gost.ru/wps/portal/!ut/p/c4/04_SB8K8xLLM9MSSzPy8xBz9CP0os3gLHzeXUFNLYwN_gzBzA09vjxBXr0AXAwtHI_2CbEdFAELgihE!/
 ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения
ГОСТ Р 1.1 -2005. Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности
ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.
ГОСТ Р 1.5-2012  «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.
ГОСТ Р 1.7-2008. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе международных стандартов
ГОСТ Р 1.8-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
ГОСТ Р 1.10-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены
ГОСТ Р 1.15-2009. Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Порядок создания и функционирования
 Факторы,влияющие на результат измерений.
Немецкая модель управления
ТК 079 «Оценка соответствия и управление качеством»
http://www.vniis.ru/about/structure/dep/840
ФЗ РФ N 184 "О техническом регулировании"
http://expertresort.ru/index.php/documents/36-ruzakontour/157-ru-fz-184-o-tekhnicheskom-regulirovanii


ФЗ 184 "О техническом регулировании": достоинства и недостатки
http://dokipedia.ru/document/5167599
 Историю принятия закона и предпосылки его появления следует рассматривать в двух аспектах. Внутренний аспект - отказ от нормирования со стороны министерств и ведомств с целью облегчения деловой активности и снижения издержек. Внешний - вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) и принятие Россией на себя ряда международных обязательств (в том числе Соглашение по техническим барьерам в торговле - одно из 18 международных соглашений, приложенных к акту Уругвайского раунда многосторонних переговоров о торговле (1994 г.) и составляющих основу ВТО). В качестве основных барьеров в Соглашении указаны расхождение между собой законодательств разных стран, различие стандартов и несовпадение процедур проверки соответствия. Поэтому Соглашением предусмотрены следующие основные меры:
1) стандарты должны носить рекомендательный характер, технические регламенты - обязательный. Технический регламент - это вариант обязательного стандарта (до принятия закона все действующие в стране стандарты были обязательными);
2) национальные стандарты должны целиком или в определенной их части соответствовать международным (в развитых странах уровень гармонизации стандартов, т.е. соответствия их международным составляет 50%, в России около 35%);
3) в стандартах должны отражаться требования к эксплуатационным, а не конструктивным или описательным характеристикам.
Эти положения явились основополагающими при разработке Федерального закона "О техническом регулировании".
С принятием Закона в России начинается процесс создания четкой системы технического регулирования. Если раньше требования к продукции разрабатывались в различных ведомствах, которые выпускали множество зачастую дублирующих друг друга документов, то теперь техническое регулирование будет осуществляться на самом высоком уровне: все обязательные нормы к продукции, процессам производства будут прописаны в законах, указах Президента или постановлениях Правительства РФ. Основная цель Закона - обеспечить создание двухуровневой системы нормативных документов: технических регламентов, которые содержат обязательные требования, и добровольных стандартов.
Итак, Закон регулирует отношения, возникающие при установлении как обязательных требований, так и добровольных правил и характеристик в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также по оценке соответствия. В терминологической части Закона введены некоторые новые понятия, ранее неприменяемые российским законодательством.
"Технический регламент" определен как документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Отдельным известным терминам дана непривычная для российских специалистов трактовка. Так, "стандарт" определяется как документ, предназначенный для добровольного использования (в советские времена несоблюдение стандартов предусматривало юридическую ответственность, вплоть до уголовной). С принятием Закона стандарты (даже государственные) утрачивают свою обязательную силу.
Исключительно важным представляется требование, согласно которому положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения рассматриваемого закона в части контроля за соблюдением требований технических регламентов, применяются лишь в части, не противоречащей новому законодательству. За органами исполнительной власти оставлено право издавать в сфере технического регулирования только акты рекомендательного характера. Тем самым, по существу, прекращается практика ведомственного нормирования технических характеристик продукции и установления правил проверки соответствия, т.е. сертификации (напомним, что до принятия Закона монопольное право на подобное нормотворчество принадлежало Госстандарту России).
В Законе подробно изложены положения, касающиеся технических регламентов, содержащие обязательные к исполнению требования. Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Основными целями вводимой добровольной стандартизации являются:
- повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
- повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
- техническая и информационная совместимость;
- взаимозаменяемость продукции и др.
К документам в области стандартизации Закон относит национальные стандарты (замена в терминологии "государственный стандарт" на "национальный стандарт" подчеркивает его необязательный характер, но в то же время возможность его добровольного применения на всей территории Российской Федерации), правила стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.
Стандартизация в соответствии с законом осуществляется на основе добровольного применения стандартов, максимального учета при их разработке законных интересов заинтересованных лиц, применения международных стандартов как основы разработки национального стандарта, обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Национальный орган по стандартизации утверждает и публикует перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, а также разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов и должен обеспечить ее доступность заинтересованным лицам для ознакомления. Правила разработки национальных стандартов аналогичны правилам разработки технических регламентов; при этом Закон учитывает различный правовой статус этих документов.
Наиболее значимым этапом всего процесса технического регулирования является "подтверждение соответствия" - документальное удостоверение соответствия продукции или процессов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере ко всем изготовителям, исполнителям и продавцам продукции.
Закон предусматривает две формы подтверждения соответствия:
- добровольную (в форме добровольной сертификации); она проводится для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы, работы и услуги. Объекты, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Понятие "знак соответствия" в связи с принятием Закона приобретает новое значение: если раньше маркирование знаком соответствия являлось необходимым атрибутом подтверждения прохождения обязательной сертификации продукции, то с 1 июля 2003 г. этот знак служит для информирования потребителей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Принуждение к добровольному подтверждению соответствия не допускается;
- обязательную (в форме декларирования соответствия или обязательной сертификации). Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия устанавливаются только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Продукция, прошедшая обязательное подтверждение соответствия, маркируется знаком обращения на рынке.
Декларирование соответствия может осуществляться по двум схемам:
- на основании собственных доказательств;
- с участием третьей стороны.
Обязательная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации.
Существенные изменения в связи с принятием Закона претерпит государственный контроль: во-первых, он будет осуществляться только за соблюдением требований технических регламентов; во-вторых, в отношении продукции контроль будет осуществляться на стадии обращения продукции, т.е. на рынке. Контроль усилится в отношении безопасности продукции и введения в заблуждение потребителя неправильной маркировкой или представлением недостоверных сведений о ней. Он должен стать не более жестким, но более действенным. И поспособствовать этому должно не столько увеличение числа проверяющих, сколько повышение уровня их профессиональной подготовки, а также разработка специальной системы информирования о появлении на рынке продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.

Новеллой принятого закона является разделение ответственности между участниками рынка. Так, одно из "базовых" прав потребителей - знать, что продукция, которую им предлагают на рынке, вполне безопасна. Но в ряде развитых стран государство отвечает лишь за принятие законов, направленных на обеспечение безопасности продукции и услуг и на защиту потребителей от недобросовестной рекламы и маркировки, скрывающих истинное "лицо" продукции. Надзор и контроль за качеством продукции в значительной степени обеспечивают потребительские организации, независимые от органов власти, а также от тех, кто утверждает стандарты и проводит аккредитацию органов по сертификации и испытательных центров.
Закон, к сожалению, не дает четкого ответа на вопрос, кто в нашей стране будет отвечать за наличие на рынке некачественных товаров, ведь государство согласно закону уходит от ответственности. Президент Международной конфедерации обществ потребителей (Конф ОП) А.А. Аузан на пресс-конференции для российских и иностранных журналистов по вопросам принятия Закона выразил уверенность, что эта проблема разрешится посредством саморегулирования рынка. То есть потребитель при приобретении товаров должен будет сам делать выбор, какой товар и какого производителя ему покупать. Тем самым из-за невостребованности с рынка в перспективе исчезнут некачественные товары, во что в реальности трудно поверить. Ведь практику разделения ответственности Россия переняла у европейских стран, где она сформировалась долгими годами конкуренции и развитым потребительским образованием, чего в нашей стране нет, да и неизвестно, когда будет. 


Итак, Закон "О техническом регулировании" ориентирован на создание условий, максимально приближенных к тем, которые регулируют рынок в промышленно развитых странах, когда изготовитель обязательно должен следовать только техническим регламентам, а стандарты может применять добровольно. Однако так называемая "добровольность" стандартов в развитых странах имеет далеко не тот смысл, который обычно в России приписывают этому термину. В отечественной трактовке добровольность обычно эквивалентна произволу, когда можно по своему разумению или исходя из складывающейся обстановки использовать или не использовать стандарты.
 
В западном цивилизованном понимании "добровольность" интерпретируется как необходимость и даже обязанность поставщика добровольно возлагать на себя ответственность за выполнение и даже превышение требований, изложенных в добровольных национальных или отраслевых стандартах на продукцию, процесс или услугу. Каждый участник цивилизованного рынка знает, что без выполнения требований действующих добровольных стандартов, разработанных, кстати, при непосредственном добровольном участии поставщиков продукции или услуги, невозможна не только успешная деятельность, но и само существование организации. В отечественной интерпретации "добровольность" трактуется как необязательность исполнения каких-либо требований добровольных стандартов, как дозволенность поставки на рынок продукции любого, даже самого низкого качества. Разница между трактовками термина, как видно, принципиальная.
Указанная разница в интерпретации принципа добровольности может крайне негативно сказаться в ближайшем будущем на качестве продукции, реализуемой на российских рынках.
 
Одной из тенденций развития процесса подтверждения соответствия постоянное смещение от обязательной сертификации в сторону декларирования (для упрощения процесса подтверждения соответствия и его удешевления). По мнению авторов, сегодня говорить о подобной тенденции несколько преждевременно. Это просто попытка плохого ученика перескочить из третьего класса сразу в десятый, минуя промежуточные - зачем они ему! В данном случае: тише едешь, дальше будешь. Необходимо предварительно подготовить предприятия, продавцов, покупателей к подобному явлению, научить их ценить и отличать действительно качественное от низкопробного. Научить не терпеть плохого, предъявлять серьезные требования к производителям товаров и услуг и к торгующим организациям. И только в том случае, когда потребитель действительно научится выделять из общего числа товаров качественные, и если именно эти товары производятся одной и той же организацией, планку можно будет поднять выше. Только тогда можно будет "короновать" одного производителя и клеймить позором другого. Пока же наш неплатежеспособный потребитель берет все подряд, отдавая предпочтение тому, что подешевле. При таком рынке освобождение от обязательной сертификации или упрощение механизма ее проведения скорее будет на руку нечистоплотным дельцам, нежели действительно послужит идее высокого качества. 
 
Т.А. Гусева,
кандидат юридических наук,адвокат,
Л.Е. Чапкевич,
старший преподаватель Орловского государственного
технического университета
"Законодательство и экономика", N 5, май 2004 г.


 ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ.  
http://studall.org/all-102243.html
1. добровольного применения стандартов;
2. максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
3. применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
4. недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5. недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
6. обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
 Выступая в качестве одного из элементов технического регулирования, стандартизация базируется на определенных исходных положениях - принципах, которые отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обеспечивают достижение целей и задач развития стандартизации, определяют условия ее эффективной реализации.
1) Принцип добровольного применения стандартов.
В контексте Закона «О техническом регулировании» добровольность стандартов - это не только главный принцип стандартизации, но и основной элемент, определяющий правовой статус стандартов в Российской Федерации как документов, которые не имеют обязательного характера и применяются исключительно на добровольной основе. Однако, говоря о добровольности стандартов, необходимо учитывать ряд следующих положений.
Во-первых, требования, предусмотренные в стандартах, например, для изготовителя той или иной продукции, который добровольно пожелал следовать им, указав на это, например, при маркировании продукции, приобретают обязательную силу.
Во-вторых, нельзя исключать возможности обязательного применения стандартов, как в целом, так и отдельных положений, в случае прямого указания на это в договорах, контрактах. Если стороны договора выразили свое волеизъявление придать требованиям того или иного стандарта обязательную силу, то и исполнение этих требований будет обязательным. Такое положение соответствует общим нормам Гражданского кодекса РФ о договорах и обязательствах (в т.ч. их исполнении).
Таким образом, принцип добровольного применения стандартов указывает на право изготовителя (продавца, исполнителя) добровольно (т.е. по собственному желанию, без принуждения) возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в стандартах. Добровольность - это всегда возможность выбора.
2) Принцип максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц.
Посредством объективного учета мнения при разработке стандартов обеспечивается удовлетворение необходимых потребностей всех заинтересованных в этом сторон. Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и (или) физические лица, заинтересованные в стандартизации того или иного объекта. Учет мнения заинтересованных сторон при разработке национальных стандартов достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта, при которой принимают во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны, и сближаются несовпадающие точки зрения. При разработке стандартов организации, также должны обеспечиваться условия для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации. При разработке стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги, следует учитывать мнение и представителей других организаций, заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.
3) Принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта,
за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.
Международные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок. Поэтому преимущественное использование международных стандартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов должно иметь место как таковое, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным.
Данный принцип в целом отражает положения абз. 1 п.8 ст.7 Закона «О техническом регулировании», с той лишь разницей, что при разработке проектов технических регламентов международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве их основы. При этом долженствование подразумевает обязательность. В рассматриваемом принципе такая обязательность не предусматривается.
4) Принцип недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.
Настоящий принцип указывает на недопущение установления в стандартах требований (например, необоснованных ограничений или завышенных требований) к продукции, связанным с ней процессам, а также работам и услугам, которые могут создать дополнительные барьеры, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности, и тем самым препятствующие достижению целей стандартизации, либо противоречащие им.
5) Принцип недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.
Одной из целей стандартизации является содействие соблюдению требований технических регламентов. Соответственно этой цели стандарты могут дополнять, конкретизировать (но не дублировать) какие-либо требования технических регламентов, обеспечивая тем самым повышение минимально установленного в них уровня безопасности, но никак не противоречить им.
6) Принцип обеспечения условий для единообразного применения стандартов
необходимо воспринимать с учетом положений абз.2 п.2 ст.15 Закона «О техническом регулировании», в соответствии с которыми национальные стандарты подлежат применению равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения объектов технического регулирования, а также выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
В стандартах организаций могут содержаться сведения, составляющие коммерческую тайну (секрет производства). Применение таких стандартов лицами, не являющимися работниками организации, разработавшей и утвердившей стандарт, может осуществляться только с согласия самой организации на договорной основе. Кроме того, порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. В соответствии с этим представляется весьма затруднительным обеспечить условия для единообразного применения стандартов организаций. Единообразие в применении может проявляться в том случае, если стандарты организаций разработаны, например, в рамках холдинга или акционерного общества, имеющего разветвленную сеть дочерних обществ. В таком случае входящие в их состав общества будут равным образом и в равной мере применять утвержденные головной организацией стандарты.
Интересно отметить, что ранее в Законе РФ "О стандартизации" было напрямую указано, что государственные (ныне - национальные) стандарты, а также стандарты отраслей не являются объектом авторского права (п.4 ст.6). Однако в отношении стандартов предприятия (ныне - стандартов организаций) и стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений такой оговорки сделано не было.
7) В Концепции развития национальной системы стандартизации в качестве принципов стандартизации наряду с упомянутыми выше принципами выступают и такие, как:
- обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской Федерации;
- обоснованность разработки национальных стандартов;
- открытость процессов разработки национальных стандартов;
- обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей;
- однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные стандарты;
- прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов;
- применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем.
Особо следует обратить внимание на то, что в Концепции в качестве первостепенного указан принцип добровольности применения национальных стандартов и обязательности их соблюдения в случае принятия решения об их использовании. В ГОСТ Р 1.0-2004 также закреплено, что национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения (п.6.2.).
В Законе «О техническом регулировании» (ни в одной из его статей, ни в одной из существующих редакций) не содержится оговорки о том, что если изготовитель (продавец, исполнитель) добровольно принимает на себя обязательства в части выполнения требований стандартов (например, производит продукцию в соответствии с определенным стандартом), то соблюдение этих требований становится для него обязательным.
Такое дополнение весьма важно, поскольку позволяет связать нормы гражданского законодательства (в т.ч. в сфере защиты прав потребителей) и законодательства в области технического регулирования, и вполне заслуживает официального закрепления в Законе.
Не будет лишним дополнить Закон принципом обязательного соблюдения требований стандартов в случае указания на применение их в договорах, контрактах, заключаемых между изготовителем (продавцом, исполнителем) и приобретателем.
К слову сказать, подобное положение, касающееся стандартов предприятий, которые также как и ныне существующие национальные стандарты и стандарты организаций имели статус добровольных, содержалось в Законе РФ "О стандартизации". Так, в частности, в абз. 2 п.2 ст.8 регламентировалось, что требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.
Читайте также:
B. Основные принципы исследования истории этических учений
I. Нормативно-правовые акты
I. Нормативно-правовые акты
I. Структурные принципы
II. Принципы процесса
II. Принципы средневековой философии.
II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИ
II.4. Принципы монархического строя
III. Принципы конечного результата
III. Принципы конечного результата.
V.2. Правовые категории лиц в зависимости от status libertatis
V.3. Правовые категории лиц в зависимости от status civitatis


глоссарий тЕРминов стандартизации
http://www.vniis.ru/glossary/%D0%A2
 Свод правил
документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе  в целях соблюдения требований технических регламентов
 Сертификат соответствия
документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям
- технических регламентов, (сертификат)
- положениям стандартов, (свидетельство)
- сводов правил
- или условиям договоров
 Сертификация
форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения
соответствия объектов требованиям:
- технических регламентов, (сертификация)
- положениям стандартов, (освидетельствование)
- сводов правил
- или условиям договоров
 Система сертификации
совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом
 Стандарт
документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения
 Стандарт иностранного государства
стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства.
 Стандартизация
деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
 Схема подтверждения соответствия
перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.
 Технический регламент
документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
 Техническое регулирование правовое регулирование отношений
- в области установления, применения и исполнения  обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
- а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг
- и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
 Орган по сертификации
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.
 Оценка соответствия
прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту
 
ГЛОССАРИЙ терминов туризма Биржаков
http://www.travelglossary.ru/gloss/gloss.php
 http://fullref.ru/job_5cc8f7a27ce76072543b1e61c91e42a9.html
http://www.polevskoy-turcentr.ru/needed/slovar-turterminov.html
http://nice-diplom.ru/gloss/931-slovar-terminov-ispolzuemyh-v-turizme.html