Система категоризации UTELL действовала по принципам, предложенным всемирно известным американским справочником “Official Hotel Guide” (ОHG).
Согласно этой системе гостиницы по критерию качества услуг разделили на три основные категории, а по рыночным позиционированием – на четыре.
По качеству услуг гостиницы делятся на следующие категории:
Luxury – курортные гостиницы для деловых туристов, которые предлагают высокий стандарт качества услуг. Они рассчитаны на клиентов с высокими доходами, которые требуют особо комфортных условий проживания. Категорию Luxury, согласно справочнику “Official Hotel Guide”, условно разделяют на три разновидности:Superior Deluxe; Deluxe; Moderate Deluxe.
Такие гостиницы могут принадлежать (с определенными вариантами различий) в пятизвездочных или особо комфортных четырехзвездочных гостиниц.
Superior – отели, которые предлагают высокое качество услуг для бизнес-туристов и лиц, осуществляющих поездку с целью отдыха. Всего ориентированы на лиц среднего социального положения.
Согласно “Official Hotel Guide” в этой категории также выделяют три подтипа: Superior First Class; First Class; Limited Service
First Class.
Согласно европейской пятизвездочной классификации к категории отелей Superior принадлежит часть четырехзвездочных и большинство трехзвездочных.
Value – экономический класс, в котором на разных уровнях предлагают цену в соответствии с качеством услуг. Справочник позиционирует гостиницы этого класса в четырех категориях: Moderate First Clase; Superior Tourist Class; Tourist Class; Moderate Tourist Class. Это соответствует категории от скромных трехзвездочных гостиниц к категории однозвездочных.
Одновременно и названной категории, отечественным опытом, можно выделить категорию Limited Service Tourist Class, соответствующий безкатегорийним гостиницам и молодежным отелям – хостелу.
Классификация предусматривает четыре категории отелей, ориентированных на основные сегменты рынка:
1. Style – стильные отели, к которым относятся учреждения размещения, расположенные в зданиях-памятниках истории и культуры, либо построенные по индивидуальному дизайну.
2. Resort – курортные гостиницы, ориентированные на рекреацию, предлагающих соответствующие услуги непосредственно в отеле или специализированных бальнеологических учреждениях, расположенных поблизости.
3. Apartment – отели, ориентированные на туристские группы, останавливаются здесь на длительный срок. Номера в таких заведениях всегда оборудованы небольшой кухней.
4. Airport – отели, расположенные в аэропортах или на расстоянии до семи миль от него и зачастую предлагают трансфер “прилет – вылет”.
Рекомендована для использования четырех крупнейших упомянутых дистрибьюторских категорий система классификации отелей, в разработке которой принимали участие ведущие туристические агентства и гостиницы, т.е. заинтересованы в высокой эффективности реализации услуг бизнес-структуры, целесообразна для непосредственного потребителя услуг.
Именно такая классификация гостиниц дает клиенту возможность быстро идентифицировать собственные реальные возможности и выбирать соответствующую категорию качества.
Кратко проанализируем роль основных структур, позиционированных на рынке гостиничных услуг, – международных гостиничных корпораций в классификации гостиниц.
Крупнейшие гостиничные операторы избегают демонстрации своих гостиничных брендов через использование определенной символики (звезд, букв и т.п.). В национальных классификационных системах.
Только в странах с обязательным классификации владельцы отелей, принадлежащих к известным гостиничных цепей, классифицированы и применяют ту или иную символику. Чаще отели презентуют себя в отдельных ценовых сегментах Luxury, Upper-scale, Mid-market, Economy / Budget, ориентированных на определенные категории потребителей.
Например, известная французская гостиничная корпорация “Ассоr” позиционирует на рынке в шести классах: Sofitel; Novotel; Mercury; Ibis; Etap; Formulai.
Согласно принятой в большинстве стран мира звездной классификации категории
Sofitel можно приравнять к пяти звезд,
Novotel – четыре,
Mercury – три,
Ibis – две,
Etap и Formulai – до одной.
Вместе приведен пример классификации лишь для одной гостиничной корпорации в разных странах может отличаться только в одной категории.
Для ведущих европейских государств отели категории Novotel существенно опережают по качеству услуг гостиницы аналогичной категории в странах “третьего мира”.
Эта проблема представляет основное препятствие и для международных гостиничных корпораций, и для национальных туристических ассоциаций к идее транснациональной классификации гостиниц.
В этом случае в сложной ситуации находится ВТО, которая одновременно должна замечать интересы национальных туристических администраций и частного бизнеса. По предложениям, которые поступают от отдельных государств и регионов, ВТО организует миссии для консультаций и передачи опыта, наработанного в разных государствах, но не принимает единых стандартов. Согласно позиции ВТО необходимо продолжать работу, чтобы достичь общепринятую согласие между всеми заинтересованными сторонами – государственными органами, частным бизнесом, потребителями и организациями.
=========================================